Положение о группе продленного дня общеобразовательного учреждения
Основными направлениями деятельности воспитателя группы продлённого дня являются:
- · организация, руководство и контроль образовательного процесса в группе продлённого дня;
- · создание благоприятных условий для индивидуального развития ребёнка, формирования качеств личности учащихся и развития их творческих способностей;
- · обеспечение здоровьесберегающего режима работы группы продлённого дня в соответствии с «Положением о группе продлённого дня общеобразовательного учреждения», санитарными правилами и нормами, правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности.
(из должностной инструкции)
Образовательный потенциал экскурсий и прогулок
Прогулка – это педагогически организованная форма активного отдыха детей. Она решает задачи восстановления умственной работоспособности, физического воспитания, расширения кругозора детей, развития их познавательных интересов, воспитания нравственных взаимоотношений, дисциплины в коллективе.
Методическая структура прогулки
- Организационный момент. Он включает одевание детей (воспитатель должен проследить, чтобы дети оделись по погоде и в соответствии с деятельностью на прогулке), инструктаж о времени и цели прогулки, о правилах поведения и технике безопасности, о распределении конкретных поручений. Такую вступительную беседу-инструктаж лучше проводить во дворе школы на постоянном месте сбора группы.
- Движение по намеченному маршруту и выполнение предусмотренных заданий, организованное наблюдение, беседа воспитателя по теме прогулки, самостоятельная деятельность школьников.
- Краткое подведение итогов прогулки на месте сбора детей.
- Раздевание детей, гигиенические процедуры.
Основные группы прогулок
Оздоровительно-воспитательные (спортивные, игровые, маршрутные, темповые).
Образовательно-воспитательные (очень близки к экскурсиям).
Первая часть названия указывает на доминирующие цели прогулки, определяющие ее содержание. Вторая – подчеркивает руководящую и направляющую роль воспитателя. В основе типологии прогулок лежит та ведущая деятельность, с помощью которой на данной прогулке решаются основные оздоровительные, воспитательные, образовательные и развивающие задачи. Например, прогулка-развлечение включает подвижные игры, хороводы, ритмические и музыкальные игры; прогулка-творчество – зарисовки с натуры, изготовление поделок из природного материала, составление букетов из осенних листьев, лепка из снега скульптур; прогулка-поиск – сбор природного материала; прогулка-наблюдение – наблюдение за сезонными изменениями в природе, особенностями растительного и животного мира; практикумные прогулки являются своеобразной школой закрепления жизненно необходимых правил (правил поведения на улице и др.). Маршрут прогулки должен отвечать требованиям безопасности и наличия познавательных моментов.
Воспитатель всегда определяет две цели прогулки: познавательную и воспитательную.
Чаще используется комбинированная прогулка в сочетании с играми, спортивными занятиями, трудом, экскурсионной работой. Готовясь к прогулке, воспитатель должен:
- Определить цель прогулки.
- Выбрать место прогулки и осмотреть его.
- Подобрать нужный материал (инвентарь).
- Составить конспект прогулки.
Таким образом, только педагогически осмысленная система прогулок может стать органичной частью целостного образовательного процесса в режиме продленного дня. Наряду с системой учебных занятий, самостоятельной учебной работой, творческими занятиями она способствует восстановлению физических и умственных сил ребенка.
Организация и проведение наблюдений
Схема анализа наблюдения
1. Организация обстановки (размещение объектов наблюдения, условия, созданные для них, отбор и расположение оборудования и материалов, используемых по ходу наблюдения). Размещение детей.
2. Приемы привлечения внимания детей к наблюдению и создания мотивации (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация), их действенность.
3. Характер заданий и вопросов, последовательность их постановки (логика занятия). Характер и содержание ответов детей.
4. Использование приемов активизации умственной деятельности (поисковые вопросы и действия, сравнение, использование детского опыта и др.).
5. Проявление интереса детей в ходе наблюдения (эмоции, вопросы, сосредоточенность внимания).
6. Индивидуальные проявления детей на занятиях и индивидуальный подход к ним.
7. Использование на занятиях результатов повседневных наблюдений, проводимых детьми.
Дидактическая игра.
Схема для анализа
1. Воспитательно-образовательное значение выбранной игры (какими знаниями оперировали дети в процессе игры, какие умственные операции использовали, их оценка). Что нового узнали дети?
2. Ошибки и затруднения детей, их причины (недостаток званий, отсутствие знаний, внимания, необходимых умений).
3. Приемы руководства, их действенность (способы привлечения детей, способы объяснения правил игры и игровых действий, руководство ее ходом).
Трудовая деятельность.
Схема для анализа
1. Организация условий труда (объекты труда, оборудование, инструменты, их размещение), их рациональность.
2. Организация детского коллектива, формы работы по организации труда (звенья, пары, конвейер, поручения, подгруппа, вся группа).
3. Приемы постановки и объяснения трудового задания.
4. Знания и умения, необходимые для выполнения задания; новые знания и умения, формируемые на мероприятии.
5. Результативность трудовых действий детей, качество навыков и умений.
6. Взаимодействие детей в процессе труда.
7. Отношение к труду (с интересом, безразличное).
8. Оценка деятельности (детьми, воспитателями), ее содержание, формы.
9. Экологическая направленность труда детей.
Подвижная игра.
Схема для анализа
1. Подготовка воспитателя к игре (площадка, атрибуты, знание правил).
2. Приёмы руководства.
3. Индивидуальный подход в процессе игры.
Самостоятельные творческие игры.
Схема для анализа
1. Организация обстановки (атрибутика).
2. Содержательность и разнообразие игровых навыков.
3. Взаимодействие детей во время игры.
4. Приёмы руководства, их действенность (способы привлечения детей, комментирование игровых действий).
Общие принципы организации двигательной деятельности
детей на прогулке
Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно правильно выбирать время для проведения игр и упражнений. Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счёт времени самостоятельной деятельности детей.
Выбор времени проведения и упражнений на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или конце прогулки, а в самом её начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями.
В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности.
В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения). В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание, ловля мяча и др.)
При проведении упражнений, основных видов движений следует использовать разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный). Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации.
Например, применение подгруппового способа организации является наиболее важным при сочетании процесса обучения и совершенствования двигательных навыков. При этом одна группа детей осваивает новый вид движений под руководством взрослого, в то время как другие дети самостоятельно упражняются в хорошо знакомых движениях.
В связи с особенностями выполнения некоторых движений (лазание по гимнастической лестнице, упражнения в равновесии, прыжки в длину и высоту с разбега) используются поточный и индивидуальные способы.
Сочетание разных способов организации значительно повышает эффективность проведения игр и упражнений во время прогулки. Например, упражнение в лазании выполняется детьми поочерёдно, а упражнение с мячами - фронтально, т. е. всеми детьми одновременно.
Упражнения детей в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей. Каждая подгруппа выполняет своё задание. Например, дети первой и второй подгруппы (с высоким и средним уровнем подвижности) выполняют упражнения, требующие концентрации внимания, координации и ловкости, при этом воспитатель осуществляет контроль. Дети третьей подгруппы (с низким уровнем подвижности) упражняются в разных видах прыжков через скакалку. Длительность организованной двигательной деятельности составляет 30-35 минут.
Подвижную игру воспитатель может проводить со всей группой и повторять её 3-5 раз. При организации известных игр воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание игры, правила.
При разучивании новой подвижной игры необходимо чёткое, лаконичное объяснение её содержания. Отдельные элементы можно показать и даже проиграть. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и по ходу игры уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети.
В подвижных играх ведущие роли выполняют сами дети. При организации игр соревновательного характера, игр-эстафет важная роль принадлежит воспитателю, который должен помочь детям разделиться на команды, подобрав их с учётом уровней подвижности и физической подготовленности (необходимо, чтобы в обеих командах приблизительно поровну было и тех, и других детей).
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведение в игровой деятельности. К обсуждению результатов игры целесообразно привлекать самих детей, надо приучать их оценивать своё поведение и поступки товарищей. Это будет способствовать в дальнейшем более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживанию взаимоотношений в процессе совместных действий.
На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры-эстафеты), при этом разучено 3-4 новые игры. Общая длительность игры составляет 10-12 минут.
Воспитателям групп продленного дня рекомендуется использовать в работе практический материал, разработанный районной творческой группой по теме «Организация досуга учащихся в условиях ГПД» в 2018/2019 учебном году (см. сайт отдела по образованию Осиповичского райисполкома – районный учебно-методический кабинет – итоги работы районных творческих групп – 2018/2019 учебный год – воспитатели групп продленного дня).