Что такое мелкая моторика? Простым языком это можно объяснить, как выполнение мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Развитие мелкой моторики у детей происходит благодаря нервной, мышечной, костной системам организма и органам чувств. Все они взаимосвязаны, и развитие одной – дает толчок к развитию другой. Мы можем говорить о взаимосвязанном развитии мелких движений, органов слуха, зрения, осязания, тактильных ощущений и др.
Развитию моторики ребенка нужно уделять самое пристальное внимание. Будущие успехи в обучении, а значит, и практически вся последующая жизнь, во многом связана с тем, как будет развиваться рука малыша, его пальчики. Процесс этот начинается с младенческого возраста, когда он совершает первые хватательные движения, тянется за яркой игрушкой. И хотя это развитие происходит независимо от взрослых, тем не менее, ему нужно помогать и стимулировать.
Малыш стремится каждый предмет в зоне его досягаемости взять в руки, обследует его и пытается действовать. Не беда, что его движения пока неловки, игрушки часто падают из ручек. Нужно помогать ребенку, поднимать и давать упавший предмет снова в руку, постепенно пальчики станут крепче. Помогайте ребенку обследовать предмет с разных сторон, поворачивая его руку. Давайте игрушки разной формы, цвета, величины. Чем старше становится ребенок, тем меньшего размера должны быть игрушки.
Как и чем развивать мелкую моторику ребенка
С двух- трёх лет полезно давать игрушки-вкладыши, в которых детали вставляются в формы. Такое занятие развивает воображение, пространственное мышление и мелкие мышцы рук. Учите ребенка играть с разного родаконструкторами, мозаиками, пазлами, подбирая их в соответствии с возрастом. Рекомендуется использовать разного рода шнуровки, застежки.
Хорошо развивается мелкая моторика рук при раскрашивание цветными карандашами. Ребенок уже раннего возраста тянется к карандашам и пытается рисовать «каляки-маляки». Это очень полезное занятие, развивающее его моторику, пространственную координацию и помогающее выплескивать свои эмоции во вне. Раскраски рекомендуют давать детям лет с трех. Учите раскрашивать и обводить рисунки по контурам. Детям постарше покажите, как нужно раскрашивать разными способами (по кругу, штриховкой), учите раскрашивать аккуратно, не выходя за пределы – это хорошая подготовка руки к письму.
Лепка и вырезание – еще один замечательный способ развития мелкой моторики. Кроме того и лепка, и аппликация из вырезанных фигур развивают творческие способности ребенка.
А вот еще несколько занимательных занятий по мелкой моторике из практики детского психолога:
«Клубочки» — перематывание клубков ниток, которое, помимо всего прочего, улучшает зрение ребенка. С клубочками можно заниматься уже с 3 лет. Клубки ниток лучше давать большие и яркие. Клубки можно катать, раскатывать, держа за хвостик, а потом сматывать.
«Зернышки» — это не просто занятие для моторики, а настоящая зерно-терапия. В большой чашке или тазике смешайте горох, гречку, высушенные семена и косточки различных ягод и фруктов (арбуз, слива, финики и т.п.) и др. С этим материалом вы сможете проводить массу интересных игр-упражнений: закапывать и раскапывать руки друг друга, прятать и искать мелкие предметы, пересыпать зернышки из одних ладоней в другие, наподобие песочных часиков…Варианты возникнут сами собой, но главное, «копание в зерне» дает удивительный расслабляющий эффект, успокаивает нервную систему.
«Веселая клавиатура» — для этой игры вы можете приспособить старую или пришедшую в негодность клавиатуру от компьютера. Раскрасьте клавиши в разные цвета, наклейте картинки и т.п. Ребенок с удовольствием будет «печатать» и развивать пальчики.
Главное, что нужно помнить, занятия с ребенком по мелкой моторике, должны приносить ему не только пользу, но и радость. Кроме того, при играх с мелкими предметами соблюдайте технику безопасности и не оставляйте детей без присмотра.