Работа с «трудными» детьми требует от педагога особого такта, стремления к сотрудничеству. Предложенный тест может стать отправной точкой разговора по теме педагогического совета или даст пищу для размышления по его окончании.
ОПРЕДЕЛИТЕ СВОЮ ПОЗИЦИЮ
(педагогический тест)
№ 1
Авторитет учителя. Что, по вашему мнению, является его основой:
а) взаимопонимание, справедливость в отношениях между учителем и учениками, взаимная, уважающая личность требовательность в сочетании с эрудицией педагога;
б) глубокое знание предмета и методическое мастерство преподавателя;
в) жесткая требовательность педагога, непререкаемость высказываемых им истин (учитель всегда прав), беспрекословное послушание учеников.
№ 2
Ваши ученики не проявляют интереса к учебе. Какова, полагаете вы, главная причина этого:
а) недостаточный уровень вашего педагогического мастерства;
б) изъяны программ и учебников;
в) леность учащихся, неумение и нежелание трудиться.
№ 3
Какие стимулы учения вы используете в своей практике?
а) Стремление к расширению и углублению знаний.
б) Занимательность материала и приемов работы с ним.
в) Оценка.
№ 4
Как вы поступаете, понимая необходимость совершенствования используемой вами методики:
а) считаете нужным советоваться с ребятами, как лучше построить урок, какие виды работы использовать;
б) ограничиваетесь обсуждением этих проблем с коллегами; в) ждете указаний вышестоящих методических служб.
№ 5
Вами допущен явный промах, неправильный поступок по отношению к детям. Что за этим последует:
а) вы признаете перед ними свою неправоту;
б) предпочтете промолчать;
в) постараетесь оправдать свои действия.
№ 6
При изучении художественного произведения в классе возникли противоречивые мнения о нем. Ваше отношение к сложившейся ситуации:
а) считаете возможным согласиться с суждением ученика, не совпадающим с общепринятым, зафиксированным в программе взглядом на это произведение, его героев;
б) стараетесь переубедить ученика, хотя внутренне с ним согласны; в) пресекаете любые попытки отойти от школьной программы.
№ 7
Что вы отвечаете, если ученик задает вопрос, на который не знаете ответа:
а) стараетесь переубедить ученика; поговорим об этом на следующем уроке;
б) если ты хорошо знаком с этим вопросом, расскажи, пожалуйста, всем; в) не задавай лишних вопросов, лучше учи то, что задано.
-
- 8
- классе возникла конфликтная ситуация. Как вы справляетесь с ней: а) шуткой стараетесь разрядить обстановку; б) повышаете голос, порой срываетесь на грубость;
в) обращаетесь за помощью к завучу, директору.
-
- 9
Какова ваша реакция на нарушение учеником дисциплины в классе:
а) на перемене или после уроков пробуете в доверительной беседе выяснить причину такого поведения;
б) делаете строгое внушение ученику;
в) предлагаете ему выйти из класса и привести родителей.
- 10
Во время беседы с родителями ученика:
а) стараетесь вместе с ними разобраться в причинах отставания ребенка в учебе, срывов в его поведении;
б) информируете о плохих оценках и нарушениях дисциплины, не забывая, однако, упомянуть и о положительных качествах учащегося;
в) говорите только о недостатках, требуя принятия родителями самих строгих мер.
Итак, подведем и т о г: десять ответов «А» свидетельствуют о том, что вы полностью разделяете взгляды сторонников педагогики сотрудничества и в своей работе поступаете согласно ее принципам, возможно, не всегда осознавая это.
Ответы «Б» (или частично «А» и «В») означают, что идеи сотрудничества вам близки, но на практике вы не всегда последовательны.
При десяти ответах «В», с нашей точки зрения, вам было бы полезно задуматься о возможности альтернативного подхода к решению той или иной задачи, непременно учитывая интересы ребенка.