Новости проекта
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Обязательно к прочтению
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Предложения Федерации профсоюзов Беларуси по совершенствованию законодательства, направленные на реализацию Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы

Дата: 23 января 2018 в 12:36
Автор: Кутик О. В.

Предложения Федерации профсоюзов Беларуси по совершенствованию законодательства, направленные на реализацию Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы

По разделу 8.4 "Совершенствование системы социальной поддержки уязвимых категорий граждан" главы 8 Программы

О планируемой оптимизации численности в различных отраслях экономики указано в нескольких разделах Программы (например, часть шестая раздела 6.10, часть пятая раздела 8.3).

Частью четвертой раздела 8.4 главы 8 Программы предусмотрено, что для граждан, уволенных в результате оптимизации численности, ликвидации организаций и по иным уважительным причинам, планируется предусмотреть дополнительные меры их социальной поддержки.

Предложение. Абзац первый статьи 404 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) после слова "работники" дополнить словами ", с которыми заключены как трудовые договоры на неопределенный срок, так и срочные трудовые договоры (контракты),".

Обоснование. Согласно ст. 402 ТК работники, как правило, несут полную материальную ответственность за ущерб, причиненный по их вине нанимателю.

ТК, коллективными договорами, соглашениями может устанавливаться ограниченная материальная ответственность работников за ущерб, причиненный нанимателю по их вине, за исключением случаев, предусмотренных статьей 404 данного кодекса.

Согласно подпункту 2.8 пункта 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 "О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины" (далее – Декрет № 29) контракты, заключенные с работниками, предусматривают полную материальную ответственность за ущерб, причиненный нанимателю по вине работника излишними денежными выплатами (за исключением случаев счетной ошибки), неправильным учетом и хранением материальных или денежных ценностей, их хищением, уничтожением.

В развитие статьи 402 ТК в коллективные договоры организаций включены нормы, устанавливающие ограниченную материальную ответственность работников, за исключением случаев, предусмотренных статьей 404 ТК. Такая норма позволяла применять ограниченную материальную ответственность, в том числе и к работникам, с которыми заключены контракты.

Однако, после получения разъяснений от Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, основанных на том, что Декрет № 29 является специальным законодательным актом, регулирующим контрактную форму найма работников, и норма подпункта 2.8 Декрета № 29 не предусматривает возможности ее иного применения, в том числе посредством закрепления случаев ограниченной материальной ответственности в коллективном договоре, ситуация в организациях кардинально изменилась.

Такой подход ставит в заведомо неравное положение членов трудового коллектива, работающих по трудовому договору и по контракту, поскольку за одинаковый причиненный ущерб они будут нести разную степень материальной ответственности, создает социальную напряженность в трудовом коллективе, так как требует пересмотра ранее установленных в коллективных договорах гарантий работникам.

По нашему мнению, установление работникам, с которыми заключены контракты, полной материальной ответственности, является несоразмерной мерой ухудшения их правового положения в сравнении с компенсационными преференциями, которые они получают за работу по контрактной форме найма. При этом стоит учитывать, что зачастую нанимателями устанавливаются минимальные меры стимулирования, от предусмотренных условиями Декрета № 29.

Об актуальности данного вопроса свидетельствуют официальные обращения от профкомов ОАО "Мозырский НПЗ", ОАО "Гродно Азот" и ОАО "Нафтан".

Поскольку, несмотря на очевидность проблемы и сохраняющуюся в течение года социальную напряженность в трудовых коллективах, обусловленную данным вопросом, внести изменение в Декрет № 29 пока не удается, считаем целесообразным инициировать соответствующее изменение в ТК.

Предложение. Часть вторую статьи 361 ТК изложить в следующей редакции:

"Коллективные договоры заключаются в организациях всех форм собственности любых организационно-правовых форм. В обособленных подразделениях организаций коллективные договоры могут заключаться по вопросам, относящимся к компетенции этих подразделений.".

Обоснование. Одной из основных форм защиты трудовых и социально-экономических прав работников является наличие коллективных договоров в организациях.

Наряду с этим, в некоторых случаях, определенных ТК, коллективные договоры, выступают единственной формой для возможности улучшить правовое положение работников в организации (часть 1 статьи 48, статьи 189, 190, 289 ТК и др.).

В связи с изложенным, необходимо на уровне законодательной нормы закрепить обязательное наличие в организациях коллективного договора.

Предложение. Дополнить ТК нормой, содержащейся в подпункте 51.15 Генерального соглашения на 2016 – 2018 годы, предусматривающей, что с работниками, не допускающими нарушений трудовой и исполнительской дисциплины, продление контрактов с их согласия – до истечения максимального срока действия контракта, заключение нового контракта с их согласия – на срок не менее трех лет, а с имеющими, кроме того, высокий профессиональный уровень и квалификацию – на максимальный срок.

При этом предусмотреть, что в случае проведения оптимизации численности персонала в отношении работников, не достигших общеустановленного пенсионного возраста, не допускается применение механизма непродления контрактов, а они должны быть уволены исключительно по пункту 1 статьи 42 ТК, в целях обеспечения им дальнейших гарантий в области трудоустройства, переобучения и др. Если истечение срока действия контракта работника приходится на период его уведомления нанимателем о предстоящем высвобождении с работы в связи с сокращением численности или штата работников, то работник увольняется по основанию, предусмотренному пунктом 1 статьи 42 ТК, как более льготному для работника.

Наниматель и (или) работник, не допускающий нарушений трудовой и исполнительской дисциплины, проработавший у данного нанимателя не менее пяти лет, по окончании срока действия контракта вправе инициировать заключение трудового договора на неопределенный срок с сохранением прежнего уровня оплаты труда.

Обоснование. Проведение оптимизации численности посредством непродления контрактов подтверждает наличие проблемы "скрытого сокращения".

При этом данные действия нанимателя не являются нарушением законодательства.

На практике отмечаются случаи, когда по причине неконкурентоспособности (устаревшее оборудование,  высокая цена единицы продукции, отсутствие спроса и т.д.) сокращаются целые производства. При издании нанимателем приказа работники, у которых на этот период выпадает срок окончания контракта, не подпадают под процедуру сокращения, установленную законодательством, и, соответственно, не получают выходного пособия. Данная ситуация является социально несправедливой по отношению к таким работникам, особенно к добросовестно работающим и имеющим длительный стаж работы в организации.

В случае перевода работников с контрактной формы найма на бессрочный трудовой договор, сразу возникает вопрос об уменьшении таким работникам размера заработной платы на размер установленного им повышения тарифной  ставки,  предусмотренного  подпунктом 2.5 Декрета № 29.

Вместе с тем предлагается переводить на бессрочный трудовой договор только добросовестных работников, не допускающих нарушений трудовой и исполнительской дисциплины, а также проработавших у данного нанимателя не менее пяти лет, с сохранением размера заработной платы. Реализация данного предложения будет способствовать применению на практике норм Указа Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2000 г. № 164 "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2000 г. № 180".

Предложение. Статью 362 дополнить частями третьей и четвертой следующего содержания:

"Нормы Генерального соглашения являются обязательными минимальными нормами для включения в тарифные и местные соглашения, коллективные договоры.

Нормы тарифного соглашения являются обязательными минимальными нормами для включения в коллективные договоры.".

Обоснование. В целях выстраивания четкой вертикали в социальном партнерстве и преемственности норм вышестоящих соглашений, для нижестоящих соглашений и коллективных договоров предлагаем внести указанные изменения в  часть вторую статьи 362 ТК.

В пункте 51 Генерального соглашения закреплен ряд дополнительных по сравнению с законодательством гарантий и преференций. Данные нормы рассматриваются как минимальный объем гарантий и преференций, о которых договорились стороны.

Одним из основных принципов социального партнерства, на котором в последнее время акцентируют внимание наниматели в ходе коллективных переговоров, является принцип добровольности принятия обязательств, который означает, что только при согласии всех сторон коллективных переговоров норма может быть включена в соглашение или коллективный договор.

При этом, поскольку в законодательстве отсутствует четкая вертикальная система преемственности и обязательности по включению норм Генерального соглашения в местные и тарифные соглашения, а местных и тарифных соглашений в коллективные договоры, сторона нанимателей вправе игнорировать любое предложение стороны профсоюза по включению в коллективный договор (соглашение) норм, содержащихся в вышестоящем соглашении, сославшись на специфику и особенности организации.

Предложение. Изменить порядок и условия распространения коллективного договора на работников, от имени которых он не заключался (статья 365 ТК).

Предлагаемая редакция данной статьи находится на рассмотрении в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь и предусматривает, что положения коллективного договора о рабочем времени и времени отдыха, регулировании внутреннего трудового распорядка, нормах труда, формах, системах, размерах оплаты труда, сроках выплаты и порядке индексации заработной платы, охране труда, гарантиях и компенсациях, предоставляемых в соответствии с законодательством, применяются в отношении всех работников организации. Сфера действия иных положений коллективного договора будет определяться непосредственно в этом договоре.

Обоснование. Действующий порядок присоединения к коллективному договору не стимулирует к вступлению в профсоюз. Учитывая договорную природу коллективного договора, вопросы присоединения к коллективному договору должны решаться сторонами этого договора (профсоюзом и нанимателем). Отдельные вопросы, которые прописаны в коллективном договоре, должны распространяться на всех работников этого предприятия (условия оплаты труда, режим труда и отдыха). Иные положения коллективного договора должны распространяются на таких работников в порядке и на условиях, установленных в самом коллективном договоре.

Справочно.

Изучение международного опыта по вопросу сферы действия коллективных договоров показывает, что национальное правовое регулирование данных вопросов может отличаться, подчеркивая те или иные особенности, что соответствует основным конвенциям МОТ, регулирующим вопросы ведения коллективных переговоров.

Предложение. В статье 189 ТК предлагается:

из названия статьи слова "без сохранения заработной платы" исключить;

часть вторую изложить в следующей редакции:

"В случаях, предусмотренных законодательными актами, коллективным договором, соглашением, отдельным категориям работников наниматель предоставляет кратковременный отпуск без сохранения заработной платы иной продолжительности либо с сохранением заработной платы.";

из названия статьи 190 ТК предлагается слова "без сохранения заработной платы"  исключить.

Обоснование. На основании статей 189, 190 и 364 ТК в коллективных договорах и соглашениях предусматривается предоставление работникам социальных отпусков в таких жизненных ситуациях, как вступление в брак работника, вступление в брак их детей и иных близких родственников, рождение ребенка, организация похорон близких родственников, первый день учебного года для родителей, чьи дети идут в 1 – 4 классы школы, переезд на новое место жительства и др.

При этом в коллективных договорах и соглашениях устанавливаются различные условия оплаты таких отпусков (без оплаты, с частичной оплатой или с полной оплатой), поскольку статьей 7 ТК предусмотрено, что наниматель вправе устанавливать дополнительные трудовые и иные гарантии для работников по сравнению с законодательством о труде. Кроме того, возможность закрепления в коллективных договорах положений о предоставлении по семейно-бытовым причинам оплачиваемых (полностью или частично) социальных отпусков вытекает из части третьей статьи 183 ТК, а возможность повышения в коллективных договорах и соглашениях уровня гарантий работникам по сравнению с законодательством безусловно следует из содержания статей 358 и 364 ТК.

Имеющаяся редакция статей 189 и 190 ТК не согласуется с частью третьей 3 статьи 183 ТК, в соответствии с которой на время социальных отпусков сохраняется прежняя работа и в случаях, предусмотренных ТК или коллективным договором, соглашением, – заработная плата.

Предлагаемая редакция статьи 189 ТК позволит в коллективном договоре, соглашении предусмотреть для отдельных категорий работников более льготные условия предоставления кратковременных отпусков.

В соответствии с частью 1 статьи 190 ТК работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен в течение календарного года отпуск без сохранения заработной платы не более 30 календарных дней, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением, нанимателем.

Вместе с тем название статьи ограничивает возможности нанимателей наряду с отпуском без сохранения заработной платы предоставлять работникам оплачиваемый отпуск в связи со сложными семейными обстоятельствами, для работы над диссертацией, написания учебников и по иным уважительным причинам (в том числе, предусмотренным коллективным договором).

Изменение названия статьи 190 ТК не создаст для нанимателя обязанности по сохранению за работником среднего заработка за время отпуска указанного вида.

В соответствии с частью первой раздела 8.5 "Развитие физической культуры и спорта" главы 8 Программы продолжится работа по приобщению населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, а также по сохранению устойчивой позиции Беларуси в числе сильнейших спортивных государств.

Предложение. С целью улучшения качества учебно-тренировочного процесса специализированных учебно-спортивных учреждений профсоюзов и качества проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий предлагаем внести изменения и дополнения в Бюджетный кодекс Республики Беларусь, в частности, подпункт 1.8 пункта 1 главы 7 статей 45 и 47 "Расходы, финансируемые из областных бюджетов" и "Расходы бюджета г. Минска", подпункт 1.7 пункта 1 статьи 46 главы 7 "Расходы, финансируемые из бюджетов базового и первичного уровней" дополнить абзацем следующего содержания:

"участие в финансировании мероприятий по подготовке спортсменов – учащихся специализированных учебно-спортивных учреждений профсоюзов в части оплаты расходов по использованию спортивных сооружений при проведении учебно-тренировочного процесса (коммунальные услуги).".

Обоснование. Данные дополнения учитывают оплату из местного бюджета расходов спортивных школ профсоюзов по использованию спортивных сооружений при проведении учебно-тренировочного процесса (коммунальные услуги).

Они направлены на реализацию пункта 10 мероприятий подпрограммы 2 "Подготовка спортивного резерва, физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа" в приложении 1 к Государственной программе развития физической культуры и спорта в Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 апреля 2016 г. № 303.

Предложение. В проекте Закона Республики Беларусь "О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь "О физической культуре и спорте" предлагается:

пункт 6<sup>1</sup> статьи 35 изложить в следующей редакции:

"6<sup>1</sup>. При проведении официальных спортивно-массовых мероприятий, финансирование которых осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных, профсоюзных бюджетов, а также спортивно-массовых мероприятий по техническим, авиационным, военно-прикладным, служебно-прикладным видам спорта, финансирование которых осуществляется за счет средств республиканского бюджета и (или) средств республиканских государственно-общественных объединений, осуществляющих развитие указанных видов спорта, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, обеспечение безопасности дорожного движения, предупреждение чрезвычайных ситуаций, оказание скорой медицинской помощи в местах проведения этих мероприятий осуществляются государственными органами (организациями) в пределах их компетенции за счет средств, выделяемых из республиканских и (или) местных бюджетов на их содержание, или с возмещением фактически понесенных ими расходов. Порядок и условия возмещения таких расходов устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.";

пункт 9 статьи 43 изложить в следующей редакции:

"9. При проведении официальных спортивных соревнований, финансирование которых осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных, профсоюзных бюджетов, средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, а также спортивных соревнований по техническим, авиационным, военно-прикладным, служебно-прикладным видам спорта, финансирование которых осуществляется за счет средств республиканского бюджета и (или) средств республиканских государственно-общественных объединений, осуществляющих развитие указанных видов спорта, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, обеспечение безопасности дорожного движения, предупреждение чрезвычайных ситуаций, оказание скорой медицинской помощи в местах проведения этих мероприятий осуществляются государственными органами (организациями) в пределах их компетенции за счет средств, выделяемых из республиканских  и (или) местных бюджетов на их содержание, или с возмещением фактически понесенных ими расходов. Порядок и условия возмещения таких расходов устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.".

Обоснование. Внесение изменения и дополнения в статьи 35 и 43 законопроекта позволит организаторам спортивно-массовых мероприятий и спортивных соревнований высвободившиеся денежные средства направить на иные статьи расходов и привлечь большее количество работников организаций, предприятий и членов их семей к занятиям физической культурой и спортом, а также качественно улучшить подготовку спортивного резерва для национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта.

По разделу 8.2 главы 8 Программы "Обеспечение эффективной занятости населения" и абзацу третьему пункта 315 комплекса мер

Частью пятой раздела 8.2 главы 8 Программы предусмотрено, что реструктуризация производства будет иметь социально ответственный характер и будет направлена на смягчение и минимизацию ее негативных последствий, содействие трудоустройству граждан на новые рабочие места.

Предложение. Придать статус нормативного правового акта Методическим рекомендациям по организации и проведению социально ответственной реструктуризации предприятий, подготовленным в рамках реализации проекта Программы развития ООН и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь "Содействие социально ответственному реструктурированию предприятий в Республике Беларусь".

Обоснование. Указанные Методические рекомендации разрабатывались, в том числе с участием представителей Федерации профсоюзов Беларуси и отраслевых профсоюзов. Одним из двух предприятий, на котором проводилась его апробация, было ОАО "Могилевхимволокно". Вопрос о необходимости придания Методическим рекомендациям статуса нормативно-правового акта представителями профсоюзов ставился на протяжении всех этапов их разработки.

Вместе с тем в связи с рекомендательным на сегодняшний день его статусом наниматели вправе игнорировать требования профсоюза о проведении реструктуризации социально ответственно, в соответствии с нормами данных Методических рекомендаций.   

В разделе комплекса мер "Обеспечение эффективной занятости населения" в качестве одного из мероприятий по ее обеспечению пунктом 313 предусмотрена подготовка предложений о внедрении страхования от безработицы.

Предложение. Осуществить реализацию мероприятий, необходимых для введения в Республике Беларусь страхования от безработицы, включая разработку и представление на рассмотрение Главы государства проектов соответствующих законодательных актов.

Обоснование. Происходящие процессы модернизации и реструктуризации экономики, рост числа малых и средних предприятий будут только усиливать социальные риски, связанные с временной безработицей и банкротством организаций. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос введения новых страховочных механизмов, хорошо зарекомендовавших себя во многих других странах, как развитых, так и развивающихся.

Введение страхования от безработицы заключается в частичном замещении каждому работнику, за которого уплачивались страховые взносы, части его прошлого заработка на определенное время, что позволяет ему искать подходящую работу, соответствующую его квалификации и интересам.

В рамках деятельности по разработке различных моделей развития в Республике Беларусь системы страхования от безработицы Федерация профсоюзов неоднократно отмечала актуальность и необходимость введения в Республике Беларусь системы страхования от безработицы, а также приняла активное участие в работе межведомственной группы по данному вопросу под руководством Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

В качестве одного из базовых элементов страхования от безработицы межведомственной рабочей группой по инициативе Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь предложено участие в формировании страхового фонда работников и нанимателей на равных условиях (суммарное участие нанимателей и работников в формировании средств страхования от безработицы будет составлять 0,5% от средней начисленной заработной платы работника, или 0,25% для каждого участника формирования средств страхования).

Изученный мировой опыт говорит о том, что в разных странах на практике применяются разные подходы. Так, согласно имеющейся информации, в большинстве стран расходы несут работник и наниматель либо работник, наниматель и государство. Вместе с тем имеются примеры государств, в которых такие взносы уплачивает только наниматель (США, Италия, Аргентина).

Полагаем, что с учетом текущих показателей социально-экономического развития страны, в том числе уровня реальных денежных доходов населения, введение отчислений с заработной платы на страхование от безработицы большинством работников будет воспринято отрицательно.

В связи с этим Федерацией профсоюзов последовательно высказывалось мнение, что при введении данного вида страхования работник не должен быть задействован в формировании страхового фонда или будет задействован в пределах уже проводимых в настоящее время с его заработной платы отчислений.

Учитывая высокую актуальность и социальную значимость вопроса, предлагаем найти компромиссное решение в вопросе финансового источника формирования страхового фонда и осуществить реализацию мероприятий, необходимых для скорейшего введения страхования от безработицы, включая разработку и представление на рассмотрение Главы государства проектов соответствующих законодательных актов.

Предложение. Осуществить реализацию мероприятий, необходимых для введения в Республике Беларусь страхования рисков невыплаты зарплаты при банкротстве организации.

Обоснование. Система страхования рисков невыплаты зарплаты при банкротстве организации позволяет обеспечить выплату заработной платы работникам предприятий-банкротов за счет специального целевого накопительного фонда, финансируемого взносами самих предприятий.

Такое страхование актуально, поскольку существующая практика минимизации социальных последствий банкротства посредством придания социальным выплатам приоритета в установленной очередности (вторая очередь) показала свою неэффективность.

Справочно.

По имеющимся данным, в 2016 году только 1 из 4 работников, подлежащих увольнению при банкротстве организации, получал причитающуюся ему заработную плату. За январь – апрель 2017 г. в  процедурах экономической несостоятельности (банкротства) находились 3457 организаций и практически у каждой третьей из них имелась задолженность по выплате заработной платы.

Согласно статистическим данным, за январь – апрель 2017 г. удельный вес убыточных организаций в общем количестве организаций составил 22,8%.

По поручению Главы государства Федерация профсоюзов дополнительно проработала вопрос введения такого вида страхования, в том числе изучила международный опыт, провела консультации с социальными партнерами, учеными, зарубежными коллегами.

Проведенная нами работа легла в основу предложений, с которыми Федерация профсоюзов участвовала в работе межведомственной группы под руководством Министерства труда и социальной защиты.

По итогам своей работы межведомственная рабочая группа пришла к мнению о целесообразности введения в Республике Беларусь системы страхования риска невыплаты заработной платы при банкротстве организации, и Федерация профсоюзов поддерживает это мнение.

Базовые элементы страхования риска невыплаты заработной платы при банкротстве организации, выработанные межведомственной рабочей группой, заключаются в следующем:

введение данной системы осуществлять по аналогии с обязательным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по которому страховщиком будет являться Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах";

производить страховые выплаты в отношении не выплаченной работникам заработной платы, а также не уплаченных страхователем сумм страховых взносов по обязательному государственному социальному страхованию, начисленных на суммы начисленной работникам заработной платы, в отношении которых осуществляются страховые выплаты;

осуществлять страховые выплаты в размере задолженности по заработной плате за 3 последних календарных месяца, предшествующих дате возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), а в случае увольнения работника до возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) – за 3 календарных месяца, предшествующих месяцу увольнения, но в пределах 12 календарных месяцев, предшествующих дате возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве). При этом право на получение страховых выплат будут иметь только работники, имеющие стаж работы у страхователя (нанимателя) не менее 3 месяцев на дату возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) или    на    дату    увольнения,    если    работник   уволился   в    течение  12 календарных месяцев, предшествующих дате возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве);

возложить обязанности по уплате страхового тарифа в размере 0,12% от фонда оплаты труда на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих наемных работников, в отношении которых в соответствии с законодательством может быть возбуждено производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).

По нашему мнению, введение подобной системы страхования обеспечит необходимую защиту работникам в случае невыплаты заработной платы предприятиями-банкротами и, самое главное, позволит предотвратить социальное напряжение в обществе.

По разделу 8.3 главы 8 Программы "Рост реальных денежных доходов"

Частями первой, второй, третьей и шестнадцатой раздела 8.3 главы 8 Программы предусмотрено, что целью политики доходов населения является повышение реального уровня всех видов денежных доходов, а также то, что меры в области оплаты труда будут направлены на последовательное повышение ее реального уровня. В реальном секторе экономики выполнение поставленной задачи планируется осуществить путем обеспечения роста реальной заработной платы, взаимоувязанного с ростом производительности труда.

Планируется, что рост реальных располагаемых денежных доходов населения в 2020 году по  отношению  к  2015  году составит  109,5 – 111,6%.

Предложение. Продолжить работу по дальнейшему совершенствованию постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2014 г. № 744 "Об оплате труда работников" (далее – постановление № 744).

Обоснование. Для привлечения работников в реальный сектор экономики и роста заработной платы мы видим потребность в совершенствовании постановления № 744. На определенном этапе развития экономики оно выполнило свою регулирующую функцию по сдерживанию необоснованного роста заработной платы. И на сегодняшний день с учетом практики применения, по нашему мнению, выполняет уже во многих случаях сдерживающую функцию в развитии предприятий и росте заработной платы.

Заложенная в постановлении формула носит чисто математический характер и предусматривает необходимость постоянного роста производительности труда нарастающим итогом, что не стимулирует руководителей к достижению максимальных результатов деятельности предприятия в краткосрочный период.

В соответствии с постановлением № 744 при определении производительности труда в организации применяется выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг или добавленная стоимость на одного среднесписочного работника. Вместе с тем на факторы, от  которых зависит выручка, большинство добросовестных работников, в силу своего круга должностных обязанностей, объективно не могут повлиять.

Постановление № 744 также не учитывает процессов модернизации, когда для запуска и апробации новых производственных установок работники приняты на работу уже сегодня, а выход этих установок на полную производственную мощность с выпуском готовой продукции планируется лишь через несколько лет. При этом численность данных работников учитывается при расчете производительности труда с даты принятия их на работу, а не с даты начала работы нового производства.

Также данное постановление не учитывает сезонность работы предприятий, рентабельность производства, которые являются важными факторами эффективности работы.

Полагаем, что проблемные вопросы соотношения роста производительности   труда  и   заработной   платы   общего   характера   (модернизация или техническое перевооружение, повышение заработной платы в пределах инфляции при наличии финансовых средств, сезонность работы и др.), а также вопросы расширения перечня показателей, учитывающихся при оценке эффективности работы предприятий (например, наличие прибыли и рентабельности), должны быть решены на уровне постановления № 744.

Предлагаем также в целях недопущения оттока кадров, принятых и обученных для работы на вновь созданных рабочих местах, а также в отношении модернизируемых и проходящих техническое перевооружение предприятий нормы постановления № 744  применять после выхода их на проектную мощность.

Кроме того, с учетом слишком широкого спектра особенностей производства предлагаем предоставить возможность профильным министерствам (концернам) при наличии организационных и экономически обоснованных причин самостоятельно определять показатель, порядок и условия для расчета производительности труда. Полагаем, что ведомства (организации) более широко понимают специфику работы подчиненных организаций и особенности производства.

Также обращаем внимание на то, что нормы  постановления № 744 для организаций негосударственной формы собственности носят рекомендательный характер и тем самым создают неравные условия оплаты труда работников государственного и негосударственного секторов экономики. В сложившейся ситуации на многих предприятиях реального сектора на протяжении ряда лет сохраняется дефицит высококвалифицированных рабочих и специалистов, что затрудняет инновационное развитие и модернизацию экономики страны, снижает привлекательность рабочих мест на производстве для молодежи.

В существующих экономических условиях, когда для повышения производительности труда предприятия вынуждены сокращать работников, поднимать цены на отпускаемую продукцию, необходимо придать постановлению № 744 большую гибкость.

Предложение. Отменить ограничения по стимулированию труда в соответствии с Декретом № 29 для работников бюджетной сферы.

Обоснование. Во исполнение поручения Совета Министров Республики Беларусь от 21.01.2016 с февраля 2016 г. для работников бюджетной сферы приостановлено применение мер стимулирования труда в части пересмотра в сторону увеличения установленных до 01.01.2016 повышений тарифных ставок (окладов) и дополнительных дней отпуска.

Сложившаяся ситуация ставит в неравное положение лиц, работающих по контрактам в организациях, финансируемых за счет средств бюджета, с работниками прочих организаций.

Предложение. Установить тарифную ставку первого разряда для организаций, финансируемых из бюджета, в размере минимальной заработной платы.

Обоснование. В настоящее время, по данным мониторинга Федерации профсоюзов Беларуси, 27% работников организаций, финансируемых из бюджета, получают доплату до минимальной заработной, так как начисленная им заработная плата с учетом стимулирующих и компенсирующих выплат ниже минимального социального стандарта в области оплаты труда.

В результате проведенного анализа можно отметить, что в организациях бюджетной сферы доплата работникам до минимальной заработной платы производится в основном работникам, относящимся к обслуживающему персоналу, а также отдельным специалистам, не имеющим стажа работы в отрасли, квалификационной категории (разряда), надбавки за сложность и напряженность труда и др.

Например, по отрасли образования такая доплата производится всем работникам обслуживающего персонала, имеющим 1-10 разряд (уборщик помещений, гардеробщик, кладовщик, заведующий хозяйством, шеф-повар и т.д.). Для этого при формировании планового фонда оплаты труда работников учреждений образования в соответствии с Инструкцией о порядке расчета планового фонда заработной платы работников учреждений образования и экономии средств, предусмотренных на оплату, закладываются средства для осуществления доплат до уровня минимальной заработной платы. Так, по оперативным данным, доплаты до минимальной заработной платы в учреждениях образования производятся 36,9% от общей численности работников учреждений образования (от 20,4% в Минской области до 40,62% в Гомельской области). Наиболее высокий процент работников, которым производится доплата, работают в детских дошкольных учреждениях, а также в малокомплектных школах.

В здравоохранении доплаты до минимальной заработной платы производятся работникам, тарифицируемых, как правило, 1-5 разрядом профессий (уборщик помещений, лифтер, кухонный рабочий, санитарка, повар, младшая медицинская сестра и др.), а также отдельным специалистам не медицинского профиля, не имеющим стажа работы в отрасли, квалификационной категории, надбавки за сложность и напряженность труда, повышения тарифной ставки за контракт (бухгалтер, экономист, кассир, инспектор по кадрам и др.). При формировании планового фонда оплаты труда работников учреждений здравоохранения в соответствии с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 23 февраля 2010 г. № 19 «Об утверждении методического пособия по составлению бюджетной сметы организации здравоохранения, финансируемой за счет средств бюджета» предусматриваются средства для выплаты доплат работникам до минимальной заработной платы. По оперативным данным 16,9% работников отрасли получают доплату до минимальной заработной платы (от 4% в г. Минске до 30% в г. Витебске).

В бюджетных организациях культуры, информации, спорта и туризма также имеется значительная категория работников, которым производится доплата до минимальной заработной платы.
По оперативным данным 27,9% работников организаций получают такую доплату (от 17% в Могилевской области до 61,1% в Минской области).

В сфере государственных учреждений 14,9% работников получают доплату до минимальной заработной платы (от 10% в Могилевской области до 22% в Гродненской области).

Также не урегулированы вопросы по доплатам до минимальной заработной платы совместителям, работникам, имеющим дисциплинарные взыскания и др.

Предложение. Внести изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.02.2017 № 100 "О мерах по совершенствованию оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, в 2017 году" в части упрощения процедуры согласования  использования сэкономленных средств.

Обоснование. В настоящее время для использования средств разрешение должно быть получено в Министерстве финансов Республики Беларусь или его подразделениях (на местном уровне).

Сегодня практически невозможно использовать средства от оптимизации структуры и численности в учреждениях образования, а также экономии иных бюджетных средств в пределах средств по бюджетной смете расходов на повышение заработной платы, поскольку не разработан четкий механизм расчета повышающих коэффициентов и использования вышеназванных средств для организаций, финансируемых за счет средств местных бюджетов.

Частями девятой и двенадцатой раздела 8.3 главы 8 Программы предусмотрено, что целью развития пенсионной системы является обеспечение ее финансовой устойчивости и социально приемлемого уровня пенсий. При этом предполагается стимулирование длительной легальной трудовой деятельности с уплатой обязательных страховых взносов.

Предложение. Внести изменения в статью 66 Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении".

Обоснование. Невзирая на проводимую профсоюзом работу и многочисленные обращения в органы государственного управления, частью первой статьи 66 Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении" по-прежнему предусмотрено, что несмотря на то, что с заработной платы работающих пенсионеров взимается 1% в Фонд социальной защиты населения, если они одновременно продолжают работать и получать пенсию, то перерасчет пенсии с учетом стажа работы, протекавшей после ее назначения, им не производится.

Предложение. Разработать отдельные условия назначения пенсии для лиц, родивших и воспитавших до 8 лет четверых детей.

Обоснование. Считаем, что включение в стаж работы для лиц, воспитывающих четверых детей, лишь 9 лет отпуска по уходу за ребенком и уходу за детьми по достижению ими возраста 3 лет, предусмотренные частью второй статьи  51  Закона  Республики  Беларусь от 17  апреля  1992 г. "О пенсионном обеспечении" (далее – Закон), не соответствует принципам социальной справедливости. Так, лицам имеющим троих детей, вышеназванный отпуск включается в полном объеме, лицам, имеющим 5 и более детей, предусмотрены дополнительные льготы, а лицам, имеющим четверых детей, в стаж работы засчитывается только 75% вышеназванного отпуска и никаких льгот не предусмотрено. Считаем необходимым лицам, родившим и воспитавшим до 8 лет четверых детей, разработать отдельные условия назначения пенсий.

Справочно.

Для лиц, родивших и воспитавших до 8 лет 5 и более детей страховой стаж установлен в 5 лет и требования к общему стажу 15 лет.

По главе 4 Программы "Цель и приоритеты социально-экономического развития страны в среднесрочной перспективе"

Частью тридцать шестой главы 4 Программы предусмотрено, что основополагающим в молодежной политике станет совершенствование механизмов поддержки молодой семьи.

В соответствии с частью четвертой раздела 8.3 главы 8 Программы продолжится работа по повышению мотивации труда работников к высокопроизводительному и качественному труду.

Предложение. Предлагаем продолжить работу по внесению изменений и дополнений в Положение о порядке предоставления взаем денежных средств государственными организациями и хозяйственными обществами с долей государства в уставных фондах, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 296 (далее – Указ № 296), четко предусмотрев в нем возможность предоставления работникам займов на потребительские нужды.

Обоснование. Нормы о предоставлении займов на потребительские нужды на протяжении более 10 лет включаются в коллективные договоры организаций и являются серьезными мерами финансовой и социальной поддержки для нуждающихся в них категорий работников, в том числе молодых специалистов. Особенно это актуально в последнее время в связи со снижением уровня реальной заработной платы в большинстве организаций.

Вместе с тем в настоящее время данные нормы коллективных договоров организаций приостановлены. Это обусловлено тем, что Министерством труда и социальной защиты по согласованию с Министерством финансов были даны письменные разъяснения, согласно которым закрепление в коллективных договорах государственных организаций и хозяйственных обществ норм о предоставлении беспроцентных ссуд на бытовые нужды работникам является неправомерным и подлежит исключению.

Для урегулирования данной ситуации и дальнейшего сохранения в коллективных договорах организаций норм о предоставлении работникам займов (ссуд) на потребительские нужды Федерацией профсоюзов Беларуси направлено по этому вопросу письменное обращение в Администрацию Президента Республики Беларусь.

По поручению Правительства Министерством экономики Республики Беларусь был подготовлен и в ноябре 2016 г. направлялся на согласование заинтересованным проект Указа Президента Республики Беларусь по внесению изменений в Указ № 296.

В феврале 2017 г. на согласование поступала уже вторая, доработанная с учетом высказанных замечаний, редакция проекта этого Указа, которая в целом соответствует профсоюзной позиции и интересам работников.

Вместе с тем до настоящего времени изменения в Указ № 296 не внесены, а нормы коллективных договоров, регулирующих данный вопрос, продолжают оставаться приостановленными.

По разделу 6.4 главы 6 Программы "Снижение затрат и рост качества продукции", а также пунктам 183 и 184 комплекса мер

Частью первой раздела 6.4 главы 6 Программы предусмотрено, что при формировании и защите ежегодных бизнес-планов организаций ключевым показателем станет показатель, отражающий снижение затрат на производство и реализацию продукции.

Пунктом 184 комплекса мер также предусмотрено включение в ежегодные бизнес-планы развития организаций показателей снижения уровня затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) с учетом отраслевых особенностей и повышения ее качества.

Кроме того, продолжение целенаправленной работы по совершенствованию законодательства в рамках реализации Указа Президента Республики Беларусь от 23 февраля 2016 г. № 78 "О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь" (далее – Указ № 78) предусмотрено частью третьей главы 12 Программы.

Предложение. Предусмотреть на законодательном уровне (возможно, в самом Указе № 78) норму о недопущении снижения производственных затрат за счет снижения уровня социально-трудовых гарантий работников.

Обоснование. Подпунктом 1.1 Указа № 78 Совету Министров Республики Беларусь поручено принять дополнительные меры по снижению себестоимости продукции не менее чем на 25 процентов. Соответствующие задания доведены до сведения всех республиканских органов государственного управления и подчиненных им организаций.

Вместе с тем с учетом необходимости неукоснительного соблюдения технологических требований по производству продукции, а также не высоких темпов модернизации производства резкое снижение себестоимости производства продукции является для нанимателей трудновыполнимой задачей.

Поэтому для нанимателей наиболее простым способом снижения производственных затрат может стать уменьшение уровня социально-трудовых гарантий работникам.

О мерах, принимаемых Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов по социальной поддержке населения (включая предоставление населению безналичных жилищных субсидий)

В первом полугодии 2017 г. социальными партнерами принимались определенные меры по социальной поддержке населения.

Так, бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах июня 2017 г. по сравнению с декабрем 2016 г. увеличился на 9,7%.

Вместе с тем в первом полугодии 2017 г. оказались не выполнены в полном объеме многие важнейшие для социальной поддержки населения обязательства, включенные в Генеральное соглашение, что мы дополнительно обсудили на последнем заседании Президиума Совета ФПБ в сентябре этого года.

Так, не обеспечены темпы роста реальных денежных доходов населения, номинальной среднемесячной заработной платы в целом по республике в соответствии с показателями прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь.

Справочно.

Реальные располагаемые денежные доходы населения в январе – июне 2017 г. составили 99,2 процента к аналогичному периоду прошлого года.

Темп роста реальной заработной платы работников бюджетной сферы в первом полугодии к соответствующему периоду прошлого года составил 99,6 процента.

К сожалению,  Правительством не выполняется обязательство по установлению минимальной заработной платы не ниже уровня минимального потребительского бюджета для семьи из 4-х человек.

Справочно.

С 1 января 2017 г. месячная минимальная заработная плата установлена в размере 265 руб., что составляет 36,7% от уровня среднемесячной заработной платы за январь – декабрь 2016 г. и 90,35% процента минимального потребительского бюджета семьи из 4-х человек на начало 2017 года.

С начала года минимальная заработная плата не индексировалась
и составила в июне 2017 г. 82,3 процента от минимального потребительского бюджета семьи из 4-х человек.

Не выполняется обязательство по обеспечению последовательного приближения тарифной ставки первого разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, до уровня бюджета прожиточного минимума.

Справочно.

С 1 января 2017 г. тарифная ставка первого разряда установлена в размере 31 руб., или 17,8% от бюджета прожиточного минимума (174,52 рубля). С 1 сентября ее размер составил 33 руб. или 16,7% бюджета прожиточного минимума (197,57 рубля).

Практически не сокращается разрыв в уровне заработной платы работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, и в целом по республике до уровня не ниже 80%.

Справочно.

Уровень заработной платы работников бюджетных организаций по отношению к заработной плате по республике за первое полугодие  составил 76,6 процента. При этом в первом полугодии 2016 года этот показатель составлял 78,9 процента. Кроме того надо отметить, что в первом полугодии 2017 г. наблюдается незначительное, но снижение данного показателя, что свидетельствует об увеличении, а не сокращении разрыва в уровне заработной платы.

Предлагаем отменить ограничения по стимулированию труда в соответствии с Декретом № 29 для работников бюджетной сферы.

В настоящее время, по данным мониторинга Федерации профсоюзов, 27% работников организаций, финансируемых из бюджета, получают доплату до минимальной заработной, так как начисленная им заработная плата с учетом стимулирующих и компенсирующих выплат ниже минимального социального стандарта в области оплаты труда.

В результате проведенного анализа можно отметить, что в организациях бюджетной сферы доплата работникам до минимальной заработной платы производится в основном тем людям, кто относится к обслуживающему персоналу, а также отдельным специалистам, не имеющим стажа работы в отрасли, квалификационной категории (разряда), надбавки за сложность и напряженность труда и др.

Например, по отрасли образования такая доплата производится всем работникам обслуживающего персонала, имеющим 1-10 разряд (уборщик помещений, гардеробщик, кладовщик, заведующий хозяйством, шеф-повар и т.д.). Для этого при формировании планового фонда оплаты труда работников учреждений образования закладываются средства для осуществления доплат до уровня минимальной заработной платы.

По оперативным данным, доплаты до минимальной заработной платы в учреждениях образования производятся 36,9% от общей численности работников учреждений образования (от 20,4% в Минской области до 40,62% в Гомельской области). Наиболее высокий процент работников, которым производится доплата, работают в детских дошкольных учреждениях, а также в малокомплектных школах.

В здравоохранении доплаты до минимальной заработной платы производятся работникам, тарифицируемых, как правило, 1-5 разрядом профессий (уборщик помещений, лифтер, кухонный рабочий, санитарка, повар, младшая медицинская сестра и др.), а также отдельным специалистам не медицинского профиля, не имеющим стажа работы в отрасли, квалификационной категории, надбавки за сложность и напряженность труда, повышения тарифной ставки за контракт (бухгалтер, экономист, кассир, инспектор по кадрам и др.). При формировании планового фонда оплаты труда работников учреждений здравоохранения в соответствии с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 23 февраля 2010 г. № 19 "Об утверждении методического пособия по составлению бюджетной сметы организации здравоохранения, финансируемой за счет средств бюджета" предусматриваются средства для выплаты доплат работникам до минимальной заработной платы. По оперативным данным 16,9% работников отрасли получают доплату до минимальной заработной платы (от 4% в г. Минске до 30% в г. Витебске).

В бюджетных организациях культуры, информации, спорта и туризма также имеется значительная категория работников, которым производится доплата до минимальной заработной платы.
По оперативным данным 27,9% работников организаций получают такую доплату (от 17% в Могилевской области до 61,1% в Минской области).

В сфере государственных учреждений 14,9% работников получают доплату до минимальной заработной платы (от 10% в Могилевской области до 22% в Гродненской области).

Можно обозначить основные проблемные вопросы оплаты труда в организациях бюджетной сферы:

невысокий размер тарифной ставки первого разряда и, как следствие, размер окладов низкооплачиваемой категории работников ниже установленного размера минимальной заработной платы;

при существующей системе оплаты труда работники по одной и той же профессии (должности) зачастую получают одинаковую заработную плату в размере минимальной, хотя повышение за стаж работы установлено в размере от 10 до 30% тарифных ставок (окладов). Кроме того, замечена тенденция направления стимулирующих выплат и повышение тарифных ставок за работу по контракту в основном для низко квалифицированных работников, что приводит к выравниванию размера заработной платы между высоко и низко квалифицированными работниками, к утрате функций стимулирования труда работников.

Стимулирующие выплаты (премии, надбавки), а также компенсирующие выплаты (доплаты за ночные, праздничные, за вредность, повышение по Декрету № 29 и др.) утратили свою функцию, так как люди, работающие в разных условиях, с разной отдачей и интенсивностью, получают одинаковую заработную плату в размере минимальной.

Также во исполнение поручения Совета Министров Республики Беларусь от 21 января 2016 г. с февраля 2016 года для работников бюджетной сферы приостановлено применение мер стимулирования труда в части пересмотра в сторону увеличения установленных до 1 января 2016 г. повышений тарифных ставок (окладов) и дополнительных дней отпуска.

Сложившаяся ситуация ставит в неравное положение лиц, работающих по контрактам в организациях, финансируемых за счет средств бюджета, с работниками прочих организаций.

Также не урегулированы вопросы по доплатам до минимальной заработной платы совместителям, работникам, имеющим дисциплинарные взыскания и др.

Федерация профсоюзов предлагает при формировании окладов вместо размера тарифной ставки первого разряда применять установленный размер минимальной заработной платы.

 Предлагаем также внести изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 февраля 2017 г. № 100 "О мерах по совершенствованию оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, в 2017 году" в части упрощения процедуры согласования использования сэкономленных средств.

В настоящее время для использования средств разрешение должно быть получено в Министерстве финансов или его подразделениях (на местном уровне).

Сегодня практически невозможно использовать средства от оптимизации структуры и численности в учреждениях образования, а также экономии иных бюджетных средств в пределах средств по бюджетной смете расходов на повышение заработной платы, поскольку не разработан четкий механизм расчета повышающих коэффициентов и использования вышеназванных средств для организаций, финансируемых за счет средств местных бюджетов.

Просим поддержать данные предложения Федерации профсоюзов.

Вынуждены обратить внимание Правительства и республиканских объединений нанимателей на снижение в первом полугодии 2017 года покупательной способности заработной платы (ее соотношения с минимальным потребительским бюджетом): с 268% в декабре 2016 г. до 254% в июне 2017 г.

Справочно.

Как результат, уровень малообеспеченности домашних хозяйств во II квартале 2017 г. составил 4,2%, в то время как в аналогичном периоде 2016 года – 3,9%.

При этом продолжающийся рост цен (тарифов) на товары и услуги для населения не сопровождается адекватным ростом его доходов.

Так, в январе – июне 2017 г. общий объем денежных доходов населения составил 30,4 млрд. рублей и по сравнению с январем – июнем 2016 г. увеличился на 6,2% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 7%.

Справочно.

При этом проезд в городском транспорте общего пользования подорожал в среднем на 11,8%, на автомобильные пригородные сообщения – на 9,8%.

В целях обеспечения надлежащего взаимодействия органов государственного управления, республиканских объединений нанимателей и профсоюзов в решении актуальных вопросов социальной и экономической политики, повышения ответственности в вопросах выполнения договоренностей, достигнутых на уровне Национального совета и Генерального соглашения мы достигли понимания о необходимости корректировки Указа Президента Республики Беларусь от 5 мая 1999 г. № 252 "О Национальном совете по трудовым и социальным вопросам". Министерством труда и социальной защиты по данному вопросу подготовлен и согласован соответствующий проект Указа Президента Республики Беларусь.

Хочу остановиться еще на одном моменте.

В настоящее время отсутствует положительная динамика в обеспечении соотношения средней пенсии по возрасту и средней заработной платы работников до уровня не ниже 40 процентов.

Соотношение средней пенсии по возрасту и средней заработной платы работников за январь – июнь 2017 г. составило 39,9%, а за аналогичный период прошлого года – 41,6%.

Справочно.

При этом соотношение минимального размера пенсии по возрасту и бюджета прожиточного минимума пенсионера в первом полугодии 2017 г. составило 160,5%, при аналогии 2016 г. – 170%.

Федерация профсоюзов предлагает с целью обеспечения финансовой устойчивости пенсионной системы и социально приемлемого уровня пенсий, а также стимулирования длительной легальной трудовой деятельности с уплатой обязательных страховых взносов, внести изменения в статью 66 Закона Республики Беларусь
"О пенсионном обеспечении".

Невзирая на проводимую профсоюзом работу и многочисленные обращения в органы государственного управления, вышеназванной статьей Закона по-прежнему предусмотрено, что несмотря на то, что с заработной платы работающих пенсионеров взимается 1% в Фонд социальной защиты населения, если они одновременно продолжают работать и получать пенсию, то перерасчет пенсии с учетом стажа работы, протекавшей после ее назначения, им не производится.

Вызывает обеспокоенность также реализация пункта 12 Генерального соглашения, поскольку в течение первого полугодия 2017 года мы по-прежнему фиксировали наличие задолженности по заработной плате. На 1 июля она допущена в 123 организациях.

И последний вопрос. С целью совершенствования механизмов поддержки молодой семьи, а также повышения мотивации труда работников к высокопроизводительному и качественному труду предлагаем продолжить работу по внесению изменений и дополнений в Положение о порядке предоставления взаем денежных средств государственными организациями и хозяйственными обществами с долей государства в уставных фондах, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 296, четко предусмотрев в нем возможность предоставления работникам займов на потребительские нужды.

Нормы о предоставлении займов на потребительские нужды на протяжении более 10 лет включаются в коллективные договоры организаций и являются серьезными мерами финансовой и социальной поддержки для нуждающихся в них категорий работников, в том числе молодых специалистов.

Но в настоящее время данные нормы коллективных договоров организаций приостановлены. Это обусловлено тем, что Министерством труда и социальной защиты по согласованию с Министерством финансов были даны письменные разъяснения, согласно которым закрепление в коллективных договорах государственных организаций и хозяйственных обществ норм о предоставлении беспроцентных ссуд на бытовые нужды работникам является неправомерным и подлежит исключению.

Спасибо за внимание. Уверены, что реализация предложений всех сторон социального партнерства будет способствовать обеспечению надлежащего уровня социальной поддержки наших граждан.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.